Поиск

Поиск

05.10.2007 Выкл. Автор admin

Философский анализ деятельности человека
Философия->Реферат
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что в философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при… полностью>>
Философские идеи Ветхого и Нового Заветов
Философия->Реферат
Прежде всего, как и любое мировоззрение, христианская религия представляет мир как упорядоченный и разумный, как единое и гармоничное целое. Смысл рас… полностью>>
Философия Канта (11)
Философия->Контрольная работа
На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое мышление…. полностью>>
Контрольная работа по Философии (7)
Философия->Контрольная работа
Диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), вобрала в себя существенные дос… полностью>>

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему «Единство человека и природы».

(Тема 9.)

Исполнитель:

Игумнова Виктория Васильевна

Специальность БУ, II курс (город)

№ зачетной книжки 07УББ02084

Руководитель:

Останина Ольга Александровна

Киров – 2009

Содержание.

  1. Введение______________________________________________ стр. 2

  2. Природа – и храм, и мастерская___________________________ стр. 3

  3. Этапы взаимодействия природного и социального бытия

человека_______________________________________________ стр. 8

  1. Соотношение систем «человек-биосфера», «техносфера-ноосфера», понятие «коэволюции»___________________________________ стр.12

  2. Заключение____________________________________________ стр. 16

  3. Список использованной литературы_______________________ стр. 17

-1-

Введение.

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы. Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между ними носила чаще всего весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было.

Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества. Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы.

-2-

Природа – и храм, и мастерская.

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимодействия человека и природы, тенденции в их взаимоотношениях, следует определить, что же означает само понятие «природа». В широком смысле слова природа – это весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком смысле слова, под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования.

Образ природы родился еще в мифах, и в различных космогониях — это было донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии. Особое место здесь уделяется той точке в пространстве и времени, где развернулся акт творения, он то и признается «центром мира». Хаос – это первобытное состояние и первообщество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как собранный Космос. Мир рождается из природных стихий – огня, воды, земли и воздуха. Все это первичный строительный материал для строительства Космоса. Стихии соединяются и разъединяются. Мир возникает от взаимодействия огня и воды. Из этих первоэлементов формируется все многообразие мира. Мифы повествовали о происхождении богов древних культур. В мифе всегда отражалась определенная реальность, в нем образно, в виде фантастических рассказов выражалось стремление познать явления природы, общественные отношения и человеческую натуру.

Позже возникла философия природы, и сразу стало очевидно, что она значительно отличается от мифологии. В мифе наглядно, зачастую в символической форме, природа изображается как некое пространство, внутри которого разворачивается деятельность божественных и космических сил. Уже первые натурфилософы попытались не только показать, как выглядит природа при общем взгляде на нее, но и подкрепить свое видение доказательствами, которые в мифе были не обязательны.

-3-

Понятие «натурфилософия» предложил римский философ Сенека. Он понимал под ним вполне конкретную область философского знания, изучающую и объясняющую природу. Отличие натурфилософии от мифологии заключается в том, что философы стремятся определить место человека в природе, а не просто обозначить его присутствие в Космосе, как мы наблюдали это в мифе. Человек выступает в философии как некое сознательное, чувствующее существо, постигающее свои многообразные отношения с природой.

Еще не было придумано слово «натурфилософия», но уже складывались первые подходы к истолкованию природы. Их развивали мыслители, которые появились в ионийском городе Милет на малоазийском побережье Средиземного моря. Наиболее известные представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ионийская философия первой поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи. Объектом исследования этих философов была природа. Фалес считал, что первоначалом мира является вода. Анаксимандр считал первоосновой мира некое вещество апейрон. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода. Первоосновой же по Анаксимену является воздух. Разряжаясь, он становится огнем, сгущаясь – превращается в ветер, затем – в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими веществами.

В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось как «вселенная». Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в качестве упорядоченного единства (в противоположность хаосу). Впервые мир назвал Космосом Пифагор, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Итак, ионийские философы рассматривали следующие основные проблемы: материя и ее структура (атомистическая), гармония (математическая) Вселенной, соотношение

-4-

вещества и силы, органического и неорганического. Их огромная роль

заключается в том, что они выдвинули данные темы, ставшие затем объектом размышления других философов. Именно в античной философии сложилось учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших составных частиц материи (Демокрит, Эпикур). Природа в представлении античных философов – это все, что есть. Сущее. Соответственно человек не выделяется из природы. Он внутри нее, как ее частичка.

Величайший философ Древней Греции Аристотель учил, что природа – это живой организм, движимый самоцелью, порождающий сам свои событийные формы и одновременно производящий все многообразие других форм, то есть природа сама творит входящие в нее объекты. Источником этого порождения является не внешняя сила, а внутренняя душа – энтелехия, ум Бога, присущий самому бытию. Движение природы Аристотель не сводил лишь к перемещению в пространстве. Он анализировал и такие формы движения, как качественные изменения, возникновение и уничтожение.

В эпоху эллинизма философия природы стала опираться не только на философские рассуждения, но и на широкие эмпирические данные из астрологии, биологии, географии, механики, физики.

В греческом языке «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». Можно сказать, что в этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка, что человек и Космос связаны неразрывными связями, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной. Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он – один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от ее циклов, ее динамики. Издавна складывалось представление о вечном объективном порядке природы, которому неукоснительно подчинялась жизнь человека. Человек как микрокосмос есть прежде всего природное создание. Демокрит считал, что человек вовсе не соткан из природного

-5-

вещества. В нем отчетливо проступают психическое и духовное. Наличие этих признаков не отрицается. Стало быть, человек – высокоразвитое живое существо.

В средние века философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа и сам человек рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.

В эпоху возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и человека вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения. В эпоху Возрождения естественные науки так и назывались – «магии», химия была алхимией, астрономия – астрологией, даже физика и механика были магиями. В эпоху Возрождения то, что прежде считалось Божьей волей, отныне стало приписываться человеку. Он – сосредоточие всего. Если когда-то природа была лишь объектом воздействия, то теперь становится предметом активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной. Она – не просто поприще для человеческой деятельности, а мастерская. Известный итальянский естествоиспытатель и философ Джордано Бруно считал, что Вселенная есть Бог. Она бесконечна, бесчисленные солнца, с их планетами следуют в ней по своим орбитам. В мире нет ничего неживого, все одушевлено.

Однако в период Нового времени вторгается в натурфилософию новая мировоззренческая установка. Вместо погруженности духа в природу возникло желание человека овладеть ею. Техника, торжество которой началось именно в ту эпоху, стала разрушать веру в вечный порядок природы. Постепенно складывалось представление, что природа – это не

-6-

храм, а мастерская, что ее можно переустроить. Нельзя не назвать великого ученого, родоначальника науки Нового времени Галилео Галилея. После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм человечество приступило к научному изучению и экспериментальному анализу природы. Теперь в натурфилософии складывалось совсем иное отношение к природе, в которой философы усматривали совокупность законов, а вовсе не действие таинственных сил.

В современной философии человек трактуется не только как природное создание (микрокосмос). В ней в то же время подчеркивается его особая, незаместимая роль в пересотворении, созидании мира. Человек трактуется как специфическое, поистине космическое звено в грандиозном процессе развития мира. Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины XX века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.

-7-

Этапы взаимодействия природного и социального бытия

человека.

Однако поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.

У исследователей этой проблемы первоначально часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и обществе отводилась второстепенная роль.

Так, создатель теории психоанализа З. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Представители неофрейдизма, в частности Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических факторов и увеличение значения общественных связей.

  • Природа и философия

    Реферат >> Философия

    Природа и
    философия Содержание 1.
    Природа и
    философия 1.1
    Природа в истории философской мысли 1.2 Динамика
    природы от неживой к живой. … В эпоху Возрождения
    человек в
    природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось
    единство
    человека и
    природы. Эта идея …
  • Философия в системе духовной культуры

    Конспект >> Философия

    … .). Эрих Фромм утверждает, что разрыв
    единства
    человека с
    природой, жажда новой гармонии взамен утраченной …
    философии конца XIX – первой половины XX вв., в котором утвердилась идея неразрывного
    единства
    человека
  • Философия русского космизма (3)

    Реферат >> Философия

    … существующему злу. Фёдоров отстаивал идею
    единства
    человека и
    природы, связи “души” и космоса в терминах … 1. Щербинин В.А. Лекции по
    философии, М., 1996-1997гг. 2. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, »
    Человек и
    природа», 1989, №9. 3. Флоренский …
  • Природа и культура (2)

    Реферат >> Культура и искусство


    природы.
    Единство
    человека и
    природы было верно понято еще И. Кантом, для которого
    человек – «последняя цель
    природы», а
    природа … вновь последовали призывы сближения с
    природой, возвращения
    человека к
    природе.
    Философия начала XIX в. разнообразно варьировала …
  • Характеристика антропоцентрического взаимодействия человека и природы

    Реферат >> Экология

    … его неразвитости. 2. Зависимость
    человека от
    природы. 3. Зависимость
    природы от
    человека. 4.
    Единство
    человека и
    природы. Первый этап — … . Античная
    философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии
    человека,
    природы и космоса. «
    Человек есть частица …