Loading the content…

Loading the content…

22.06.2018 Выкл. Автор admin

».

 «Празднование масленицы происходит шумно и оригинально. В последний день масленицы сколачивали огромные сани из связанных шести дровен и устраивали дощатый помост, по углам устанавливались четыре столба, связанные крестовиной, в середине которой, горизонтально привязывалось колесо, на колесе сидел, кривлялся и корчился шут, или скоморох. В ступицу был воткнут шест с развевающимся значком. Под таким балдахином на помост устанавливались скамейки для чиновных лиц и музыкантов, шестерик убранных лошадей с форейтором возил экипаж. Таким образом, компания разъезжает по улицам от одного сослуживца до другого. Хозяйки принимают их с блинами и вином, лобызаются со всеми в прощальный день, перед наступлением Великого поста. Несметное число троек, пар и одиночек городских и деревенских обывателей следуют за этой процессией с колокольчиками и песнями, вплоть до позднего вечера».

На пятидесятый день после Пасхи горожане и жители окрестных деревень отмечали День Святой Троицы. Готовились к этому празднику с особой тщательностью. В этот день было принято украшать свои дома зеленью и цветами, а также дарить друг другу цветы в знак жизни.

Издавна в праздник Святой Троицы было принято совершать крестный ход в деревню Курганскую. Накануне из часовни, расположенной в деревне, торжественно приносили образ Святой Троицы в Троицкую церковь ко всенощной, а на следующий день, после обедни, икону так же торжественно возвращали обратно. Люди, пришедшие с крестным ходом в деревню, оставались в ней до глубокой ночи.  Здесь и происходил основной праздник. Молодежь водила хороводы вокруг царева кургана, пели песни, молодые парни состязались в борьбе, все гуляли и веселились. Те же, кто оставались в городе, ходили в гости к друзьям, родственникам и знакомым.

Молодые шли в лес – смотреть «судьбу» — плели веночки, украшали их цветами, а поздно вечером, перед заходом солнца, опускали их на воду, гадали о судьбе. Днем заходили друг другу в гости, в основном девушки на выданье. Под вечер молодежь ходила по деревне, пели песни, играли в разные игры. Одевались все празднично.  В этот день во всех селах и деревнях Зауралья, молодые женщины и девушки собирались у колодцев, родников, дарили друг другу веточки смородины и обливали другу друга водой. Именно с этого дня открывался купальный сезон, если Троица была не слишком ранней. В деревнях девки наряжались в сарафаны, расшитые юбки и завивали венки, а мужики надевали порты, плисовые штаны, и ходили по деревне с гармошками. Каждая группа шла в свой лесок. Шуму было много, все радовались и веселились.

Деревенская молодежь любила веселиться, особенно любили хороводы, которые водили: либо за деревней в поле, на лугах, за околицей, либо на особом «свободном» месте – на «мураве» в самой деревне, а иногда просто на деревенской улице. Участвовали в них девушки, а также молодые женщины и мужчины. Все брались за руки, становились в круг и под песню начинали «ходить» в одну какую-нибудь сторону, быстро или медленно, смотря по мотиву песни.

Кроме этого, молодежь находила и другие развлечения. В деревнях были распространены деревянные качели или «скакули», это была старинная забава: на деревянный обрубок клали доску «аршин пяти», по концам этой доски становились девицы и скакали попеременно, скоком поднимая одна другую кверху.  Об этой забаве еще в XVII веке с удивлением писал Верхотурский воевода. Парни играли в бабки. Бабки делались из подкопытной кости. Сначала обваривали их горячей водой и потом выбирали самую тяжелую и большую кость для битка, некоторые наливали биток свинцом. Игроки, поставив по несколько своих бабок, отходили на известном расстоянии и поочередно, начинали выбивать бабки битками. Также играли в чехарду.

Мужчины и парни мерились силушкой богатырской: боролись на опоясках, перетягивались на палках. В борьбе участвовало все мужское население деревни, а иногда – сразу несколько деревень. Обыкновенно борцы из верхнего края деревни боролись с борцами из нижнего края. Иногда два конца деревни соединялись для совместной борьбы с борцами, пришедшими из других сел и деревень. Борьбу вели только двое, остальные же в качестве любопытных наблюдателей, окружали место борьбы живым кольцом. Борьбу всегда открывали маленькие борцы. Каждый борец, выходя в круг, повязывался через одно плечо и вокруг себя опояской. Цель борьбы заключалась в том, чтобы уронить противника на землю три раза.

«Накануне именин, или за два дня до этого, рассылаются приглашения: «NN приказал кланяться и просить пожаловать, в такой-то день с супругой на закуску, на обед и на вечер». Утром начинаются поздравления и закуска, в два часа – обед – вкусный и многоблюдный, после обеда – все разъезжаются по домам на отдых, а вечером, в 6 часов, собираются с семействами на чай, на танцы и ужин, что продолжается до трех, или четырех часов утра. Во время танцев подают: лимонад, чернослив, изюм, миндаль, сушеные фрукты, за неимением свежих. Дамы одеты парадно, и, по близости Урала украшены разноцветными камнями и бриллиантами, танцуют очень хорошо и охотно. Оркестр составляют: виолончель, две скрипки и кларнет. Музыканты из городских обывателей и ссыльных. Не танцующие кавалеры играют в вист и бостон».

Несмотря на то, что традиции празднования и удивляли гостей нашего города, однако, все они отмечали, что: «…такие праздники являются не только лучшим способом провести время, но и поводом забыть все обиды и примириться, пожелать друг другу добра и здоровья», поэтому и праздновали их всегда очень весело и шумно, забывая обо всех горестях и печалях.

Новости на ural-meridian.ru — это уникальный продукт, которого нет больше ни в одном СМИ Уральского Федерального округа. Мы рассказываем о событиях в регионах УрФО глазами очевидцев, авторов нашего информационного агентства. Блогеры УрФО, колумнисты, ведущие на сайте свои авторские колонки, всегда в гуще событий, о которых рассказывают читателям, которым дают свою оценку, о которых делятся мнением.

Наша главная специализация — новости гражданского общества, бизнеса, краеведение, история, путешествия, городская среда. Урал и Западная Сибирь, объединенные в УрФО – опорный края державы. ИА «Уральский меридиан» представляет УрФО в лицах, это лица тех, кто здесь живет и работает. Мнения — без купюр, новости УрФО — без штампов.