История организации Аитовской МТС

История организации Аитовской  МТС


     В годы Великой Отечественной войны механизаторы МТС ощущали серьезные неудобства в техническом обслуживании тракторных бригад. Такое положение  было в тракторных бригадах, которые обслуживали юго-западные колхозы района. В конце 1944 года механизаторы этих бригад поднимали вопрос о создании  МТС для обслуживания тракторного парка в юго-западной части района. Руководители района И.Ф. Казанцев (председатель РИКа), Л.И. Алексеев (секретарь РК ВКП(б)) написали письмо в Совмин БАССР об организации Аитовской МТС. 7 марта 1945 года появился директивный документ Совмина республики и бюро обкома ВКП(б), подписанный С. Вагаповым и С.Игнатьевым, об организации в республике новых 8 МТС, в том числе Аитовской МТС. 12 марта 1945 года появился второй документ – приказ №126 Наркомзема республики, в котором предусмотрено отведение 10 гектаров земли под центральную усадьбу, для подсобного хозяйства МТС – 20 гектаров.

   Развернулась организационная работа по созданию Аитовской МТС. 25 марта 1945 года исполком Бижбулякского райсовета утвердил состав комиссии по подготовке и организации этой МТС во главе с заместителем председателя исполкома Г.П. Васильева,  М.Ш. Рафикова – зав. райЗО, П.А. Смирнова – зав. орготделом РК ВКП(б), Обрядина – ст. землеустроителя  райЗО, Николаева –представителя Наркомзема БАССР, Гордиенко- госсанинспектора, М. Мунирова –директора Аитовской МТС. В комиссию были включены Ахат Нафиков – председатель колхоза «Шарык», И. Исангулов – председатель Аитовского сельского совета. В этот же день комиссия, выбрала участок для центральной усадьбы МТС в 250 метрах в юго-западной части селения Аитово.

   20 апреля 1945 года на собрании колхозников колхоза «Шарык» было рассмотрено заявление директора МТС М.  Мунирова. На этом собрании решили передать Аитовской МТС здания птичника, овчарника, а так же использовать временно половину колхозной кузницы под мастерскую. Там были установлены токарный и сверлильный станки, привезенные из Бижбулякской МТС.

    Согласно решению исполкома райсовета от 3 апреля 1945 года привезли в Аитово четырёхквартирный дом из деревни Азнаево.

    До начала весенних работ 1945 года из Бижбулякской и Кош-Елгинской МТС в Аитово прибыли 13 колесных тракторов, 10 прицепных зерновых комбайнов «Коммунар» и «Сталинец». Начали работать механизатор. В коллективе МТС было 43 человека, из них 9 специалистов – агроном, механик, бухгалтер и другие. Все они были размещены по домам колхозников. Укомплектованы были 6 тракторных бригад. Первыми бригадирами были Габетдин Башаров, Габдулла Тухватуллин, Имам Хисматов, Ахияр Садыков, Семен Грешняков, Федор Чижиков, Файзрахман Мигранов. Для перевозки ГСМ они получили по 8-10 железных бочек.

     В первый год образования МТС её механизаторы потрудились на славу. Итоги работы 1945 года показали, что аитовские механизаторы, несмотря на отсутствие соответствующей базы, производственный план года выполнили на 120%. На один трактор выработали 330 гектаров (вместо плановых 290 гектаров).

      Однако вопросы отвода земли и строительства необходимых помещений МТС – конторы, общежития, гаражей и других подсобных сооружений, не решались в те сроки, которые были заложены в постановлениях Совмина республики и исполкома районного Совета.

       Директор МТС М. Муниров 18 января 1947 года написал заявление-докладную в два адреса – председателю Совмина и министру земледелия БАССР с просьбой об ускорении решения земельного вопроса и о строительстве базы МТС.

    27 апреля 1947 года на общем собрании колхоза «Шарык» решили «выделить Аитовской МТС из общественной земли колхоза в поле №5 20 га земли сроком 1 год, а взамен этого участка выделить колхозу из госземфонда столько же гектаров.  А помещения МТМ, общежития, конторы, гаражей были построены в 1954-1956 годах.

    К весне 1946 года в МТС были 21 трактор, 20 сеялок, 15 культиваторов, необходимое количество прицепного инвентаря. Весной аитовские механизаторы работали в 22-х колхозах, расположенных в Аитовском, Алексеевском, Биккуловском, Азнаевском, Вознесенском, Нижне-Курмазинском  сельских советах.

    Механизаторы МТС из года в год добивались хороших показателей.  В 1948 году план тракторных работ выполнили на  102%, 1949 году- 111%. Многие механизаторы внесли достойный вклад в повышение производительности каждой единицы техники.

      Директором МТС  работал А.И. Млис (ранее работавший директором Кош-Елгинской МТС), заместителем директора по политической части – А.Т. Гончаров. Они оба были переведены на другую работу. Обязанности директора  МТС исполнял главный механик Жуков (родом из Оренбургской области), замполитом стал работать Х.Х. Абдрахманов (из деревни Каныкаево).

    В 1950 году в районе было проведено первое укрупнение колхозов. На территории зоны МТС стало 10 колхозов вместо 22-х. По итогам работы 1951 года на районную доску почета были занесены имена 10 комбайнеров: Ахмадей Ахметов, Мухарам Сафаргалеев, Габдулла Тухватуллин, Сергей Архипов, Габит Башаров, Мадина Каримова, Алексей Свободин, Ахтям Камалетдинов, Егор Ягунин,  Ямай Гилязов.      

   Однако до 1954 года на территории МТС не было помещений ни для МТМ, ни для конторы, ни для квартиры общежития. Контора находилась в доме бабушки Валишиной, склад был в сарае Гафура Тимербаева. В этом же году завезли пять щитовых домов.  Но это ещё не могло  обеспечить производственные и социальные потребности МТС. Надо было строить капитальные помещения. Проектно-сметную документацию нa строительство целого комплекса помещений подготовил техник-строитель Я.Х. Хасанов. В мае 1954 года начали завозить кирпичи для строительства этого комплекса. Строительную работу начали работники управления треста  ШНС г. Белебея. Они в течение двух лет на территории МТС построили МТМ, гаражи для тракторов, автомашин и комбайнов, двухэтажное общежитие, склад для запасных частей, нефтебазу, водонапорную башню и другие. Они были сданы в эксплуатацию в первой половине 1956 года. За период с 1953 по 1958 год энерговооружённость МТС на много возросла. МТС обслуживала 10 колхозов, имела 56 тракторов, в т. ч. 34 гусеничных, 22 колёсных, 33 комбайна «Сталинец», 17 самоходных, 12 силосоуборочных, 2 картофелеуборочных комбайна, более 15 автомашин.     

   В 1958 году вся тракторная, комбайновая техника была продана колхозам. Механизаторы, проживающие в населенных пунктах Аитовской зоны, были переведены в состав колхозов. В связи с этим на базе Бижбулякской МТС была образована ремонтно-техническая станция, а Аитовская и Кош-Елгинская МТС остались как филиалы Бижбулякской РТС.  

   Первым директором РТС стал работать А.А. Сираев, переведенный с должности директора Аитовской МТС. Секретарём партбюро избрали Лутфия Гизатуллина, перешедшего на эту работу из Аитовской школы. Вскоре Сираева избрали вторым секретарём райкома КПСС, секретарём партбюро РТС был избран П.В. Иванов, секретарем комсомольской организации А.С. Пугачёв. Первым заведующим Аитовской МТМ стал Г.Ф. Калимуллин. Производился ремонт гусеничных тракторов и всего комбайнового парка колхозов.

В 1963 году Амирхан Валиуллин был назначен заведующим Аитовской МТМ. Была восстановлена котельная, провели водопровод. До 200 зерновых комбайнов стояли зимой на территории МТМ. Был создан ремонтный конвейер. Опыт работы Аитовской МТМ был распространён по всей республике. Многие работники МТМ были награждены орденами и медалями. Долгое время заведующим Аитовской МТМ был Шамиль Муллагалиев. Славу любого коллектива составляют рядовые рабочие. Супруги Искандер  и Роза Галимуллины, Мулланур и Газиза Галимуллины,  Райса и Фаткулла Халиловы, Галия и Минигаяз Абзаровы, Герберт и Магсума Шаякберовы, Альмира и Камиль Булатовы долгие годы работали в МТМ. Сабих Галимов, Раиф Калимуллин, Минзакир Саяхов, Азат Арсланов, Наркис Шафиков обеспечивали инженерно – техническую поддержку.  Высококлассные токари и слесари Хамидулла Ахмадуллин, Насибулла Габидуллин, Талип Хайруллин, Ахмет Гатиятуллин, Рашит Шафиков, Рашит Нафиков, Сабирзян Салимов приумножали славу рабочего коллектива. Долгие годы оставались верными коллективу Гаяз Каримов, Закирьян Муллабаев, Динислам Набиуллин, Наиля Ахмадеева, Аскат Дияров, Муса Насыров, Фанзиль Арсланов, Гарей Гайнуллин, Наиль Арсланов.

Здание МТМ в начале 2000 годов перешла в собственность агрофирмы «Услы».

Директорами МТС (РТС, МТМ) в разные годы работали: Муниров М., Млис А.И., Жуков,  Сираев А.А., Леонов В.И., Валиуллин А.С., Муллагалиев Ш.Б.

http://aitovososh.ru/aitovskoy-shkole-100-let/istoriya-sela-i-shkoly/